Афтор:Dry Old Scholar

Помню, в далёком детстве у меня были особого рода мультфильмы (и некоторые рассказы), очень редкие и немногочисленные впрочем, которые легче всего можно определить как «плакательные». Такой мультфильм, при том что «серьёзному» человеку он мог бы показаться слишком незатейливым, вызывал реакцию почти физиологическую: когда стучит сердце, щемит в груди, и слёзы непроизвольно наворачиваются на глаза. Несмотря на это, хотелось снова и снова смотреть его, чтобы не отпустить от себя то болезненное, но сладостное чувство, в котором заключена вся суть бытия – осознание скоротечности жизни, мимолётности счастья и неотвратимости смерти. Пример – мультик с песенкой «У пони длинная чёлка…» или «Маленький принц» Экзюпери. Позже было много других фильмов, книг и музыки, куда более содержательных, которые, казалось бы, оставляли намного более глубокий и серьёзный след в душе. Однако, по концентрированности, тотальности и необратимости своего эмоционального воздействия они все оставались бледной тенью тех детских «плакательных» мультиков. Elfen Lied неожиданно вернул из небытия те детские чувства и переживания, которые, казалось, были мною забыты не одно десятилетие назад.
Elfen Lied – о чём это?

Как всякое хорошее аниме, EL – вещь многослойная. В первом приближении видятся две сюжетных линии, которые формируют скелет всего повествования.

Первая – это типичная для бульварной фантастики история про наделённых сверхъестественными способностями мутантов, которые стремятся истребить человечество, и про секретную организацию, которая, как водится, пытается им помешать. Мутантами при этом оказываются почему-то исключительно розоволосые девочки, одной из которых удаётся, перебив кучу народа, бежать из тайной лаборатории.

Вторая – это типичный сёнэн про инфантильного юношу, который никак не может внести ясность в свои отношения с представительницами слабого пола. Ситуация усугубляется тем, что, помимо обычной девушки, в его жизни появляется сексапильная девушка мутант, которая случаем полностью потеряла память, однако в любой момент может вновь придти в себя и начать убивать всех направо и налево. Эдакая брутальная вариация на тему «Чёбитов» и «Моей богини».

Боже мой! Какая развесистая клюква, пошлая, глупая и нелепая, могла бы получиться, попади эта история не в те руки.

Не случилось этого потому, что на самом деле EL рассказывает совсем об ином, отнюдь не о мутантах-убийцах и не о подростковых романтических переживаниях. По сути, ни та, ни другая из этих внешних линий сюжета не имеет вообще никакого отношения к подлинному содержанию EL. Я пишу этот обзор только потому, что, как кажется, мне случилось увидеть в EL нечто намного большее, может быть, несоизмеримо большее, чем то, что увидели в нём большинство других зрителей.

В яркую фантастическую упаковку создатели сериала сумели закрутить тугую пружину глубокой психологической драмы. EL рассказывает о том, какие страшные, мучительные конфликты могут бушевать в душе человека, какие надрывные, искорёженные формы может принимать простое желание быть счастливым… Никакой захватывающий сюжет, никакие красивые декорации – ничто не способно поразить и тронуть так, как поражает и трогает рассказ о личной трагедии одного человека, о тех страданиях, которые он переживает глубоко внутри себя. Именно это показывает нам EL.

Страдание – та тема, которая формирует общий фон и атмосферу сериала. Каждый из героев EL вынужден страдать. За каждым стоит своя трагическая история. Все эти истории пересекаются друг с другом, сплетаясь в единое полотно, и как планеты вокруг солнца вращаются вокруг фигуры главного героя – самого мрачного, пугающего и трагического образа в EL. С первых же кадров не покидает предчувствие неотвратимой катастрофы. На кого из героев EL она обрушится, кого она пощадит?

Фантастическая оболочка EL – это лишь удачное средство для того, чтобы выделить в «химически» чистом, концентрированном виде те проблемы и конфликты, которые есть в жизни любого человека, но в реальности встречаются только в приглушённой и смягчённой форме. Весь фантастический антураж – подземные лаборатории со стальными дверями, вертолёты со спецназовцами, вольфрамовые пули, векторы и фонтаны крови – обретает в EL смысл и выразительность только потому, что силы, которые приводят в движение эти яркие декорации, принадлежат отнюдь не к миру фантастики. Этими силами оказываются простые и понятные человеческие чувства: страдания ребёнка, лишённого родительской заботы, одиночество, страх оказаться преданным, желание быть счастливым. Фантастический сюжет EL служит рупором, который даёт маленькому одинокому человеку возможность прокричать о своих чувствах на весь мир.

Все эти каждому знакомые чувства и переживания, которые в жизни обычного человека лишь тихо булькают на протяжении многих лет, в EL доводятся до точки кипения, до взрыва.

Одиночество. Каждому доводилось испытывать одиночество, но представьте себе, что может быть страшнее одиночества нечеловека в мире людей.
Боль. Каждому приходилось причинять боль другим и самому ненавидеть причиняющих боль. Каждый говорил себе «Если бы только я был сильнее...». Но представьте, что будет, если униженному человеку дать безотказное средство, позволяющее обрушить всю его боль на окружающий мир.
Ненависть. Она живёт в каждом человеке. Но что будет, если в жизни не осталось ничего, кроме ненависти, и даже она сама стала всего лишь привычкой.
Драгоценные воспоминания. Каждый хранит в своей душе воспоминания, которые способны разогнать тьму вокруг и вернуть надежду. Но представьте, что во всей жизни был всего лишь один день, когда возможность счастья вдруг блеснула… как мимолётный сон…, но только для того, чтобы исчезнуть навсегда, и не осталось ничего, кроме этого одинокого воспоминания.
Ложь. Каждому случалось лгать, но представьте себе ситуацию, когда маленькая, кажущаяся безобидной ложь навсегда ломает судьбы всех тех, кто оказался к ней причастен, попутно становясь причиной гибели десятков неповинных людей.

Так о чём же на самом деле Elfen Lied?

EL – это пронзительная история о счастье, которому не суждено было сбыться. Это – плачь по той жизни, в которой могло бы быть всё – радость, дружба, любовь, – но которая не состоялась. Не состоялась, потому что мир жесток, люди злы, бывают непреодолимые обстоятельства, бывают ошибки, которые уже нельзя исправить, и вина, которую невозможно искупить.
EL – это история о падении и искуплении, о преступлении и наказании, о ненависти и прощении.
EL – о том, как вся жизнь – всё, что в ней было и что не сбылось, вся жажда любви, вся тоска по несостоявшемуся счастью, вся боль, ненависть и одиночество – сходится в одну точку, в один миг, повисает на волоске и обрывается.
EL – о том, что каждому живому существу нужны тепло и любовь, и о том, во что превращается жизнь, если она лишается тепла и любви.
EL – о том, что отчаяние и надежда, жестокость и желание любить, ненависть и мольба о прощении всегда идут рука об руку.

Как и должно быть в настоящей трагедии, в EL нет правых, и нет виноватых. Есть только выжившие. Здесь нет простых решений – правильных или неправильных. Любое возможное решение здесь оказывается по-своему неприемлемым, заставляя человека выворачивать себя наизнанку. Здесь нет банальной морали. Есть только порой шокирующие своей откровенностью наблюдения за человеческой психологией. Здесь нет добра и зла. Есть только желание жить.

EL поражает не потому, что его создатели сумели выдумать что-то настолько необычное, что оно никому и никогда ещё не приходило в голову – сюжет ли это, проблема ли, или философская идея, – а потому что в нём нет фальши. Вся история в EL рассказана настолько искренне, естественно и правдиво, что невольно видишь в её персонажах живых людей. Единственное, что EL предлагает нам, – это правду о нас самих. EL замечателен тем, что не побоялся сказать ту правду, от которой многие предпочли бы с отвращением отвернуться. Правду о том, что самые страшные и разрушительные стремления человека, такие, которые обыватель всегда спешит лицемерно осудить и забыть, в действительности – лишь неотделимая тень той тяги к счастью, которая движет всеми людьми. Правду о том, что самые предельные, немыслимые крайности всегда сосуществуют в душе каждого человека. Правду о том, что это – не хорошо и не плохо. Это – естественно. Убивать ли, не глядя, всех подряд или пожертвовать своей жизнью ради другого – и то и другое желание в равной мере заключено в человеке и отпирается одним и тем же ключом.

Безусловно, EL – аниме не для всех. Едва ли есть ещё один сериал, который вызывал бы такую же волну непонимания и даже истерического неприятия со стороны определённого зрительского сегмента. Однако, показательно то, что, несмотря на диаметральные расхождения в зрительских оценках, EL уверенно удерживает позицию одного из самых обсуждаемых и востребованных аниме в рунете.